Научно-публицистическая статья биолога-охотоведа, руководителя Дурминского лесоохотничьего хозяйства, ответственного исполнителя мониторинга популяции амурского тигра в Хабаровском крае Александра Сергеевича Баталова во втором выпуске журнала «Звезда Приамурья» 2017 года.
В начале лета тигр уже полностью облинял. Рыжий и охристый окрас густого зимнего меха сменился на тёмно-оранжевый. При этом волосяной покров стал более коротким и редким, а чёрные полосы на теле приобрели насыщенные тона. Хищник стал ещё более изящным и красивым, сохранив при этом маскирующую окраску меха.
Он, как и прежде, остался способным хорошо скрываться среди кустарников, особенно в сумеречное и ночное время. Природа наградила тигра удивительной окраской, общий тон которой сходен с летней окраской косуль и изюбрей, что, очевидно, помогает хищникам приближаться к своим жертвам на более близкое расстояние. В отдельных ситуациях, «оранжевые» копытные, предполагая, что рядом находятся собратья, некоторое время могут не обращать внимания на появившегося в ближайших зарослях тигра и из-за этого становятся его лёгкой добычей. Возможно, поэтому суммарное количество молодых изюбрей и особенно косуль, добываемых тигром в летний период, почти двукратно превышает зимние показатели. В целом эти животные составляют почти половину летнего рациона хищников.
Летом набор кормов у тигров увеличивается: кроме копытных в рационе всё чаще появляются барсуки, енотовидные собаки и медведи. При этом пресс хищничества на копытных снижается. Это объясняется тем, что с появлением выводков взрослые самки оленей и кабанов становятся скрытными и обитают на ограниченной территории. Барсуки и медведи, напротив, ведут активный образ жизни, особенно в сумеречное и ночное время. Шумно перемещаясь в лесу в поисках корма или брачных партнёров, они становятся лёгкой добычей тигров. Взрослые тигры-самцы в зависимости от состояния голода и степени уверенности в себе могут нападать практически на любых животных. Молодые же хищники предпочитают охотиться на барсуков, енотовидных собак, зайцев, рябчиков, сеголеток копытных и других мелких животных. Взрослые самки, в том числе озабоченные выкармливанием тигрят, занимают промежуточное положение, но при выборе жертв, как правило, отдают предпочтение некрупной добыче, которую легче поедать на месте или перенести к логову с детёнышами, рождение которых чаще всего приурочено к апрелю-маю.
Тигрицы, имеющие тигрят, в летний период обыкновенно устраивают свои логова в укромных местах – под навесом упавших деревьев или скальных обнажений. Важным условием является нахождение поблизости источника воды, где семья хищников утоляет жажду и охлаждается в жаркое время суток или засушливый период. Если засуха затягивается, то большинство тигров начинает прокладывать свои основные маршруты вдоль ключей и рек. Взрослые упитанные самцы, следуя своими привычными тропами, при отсутствии подходящих водоёмов нередко охлаждаются в купальных ямах, вырытых кабанами, или в небольших лужах на лесных дорогах. По этой причине они часто предстают в объективах фотоловушек в грязном виде.
Как и все лесные звери, в летний период тигры страдают от кровососущих насекомых. Для избавления от клещей тигры чешутся лапами и трутся о стволы деревьев, мошек и комаров периодически стряхивают резкими движениями головы и тела, а слепней сбивают с тела ударами хвоста. При сильном беспокойстве от слепней, наиболее активных на лесных опушках в дневную жару, скрываются в затемнённой чаще леса, где находятся до сумерек. В сумеречное и ночное время хищники совершают основные переходы и при удобном случае охотятся на разных животных. В дождливую и сырую погоду тигры могут быть одинаково активны в любое время суток.
Маркировочная активность тигров в летний период снижается, а их «почтовые ящики» в виде приметных деревьев и скал нередко становятся объектами маркировки крупных самцов бурого медведя. В это время проходят медвежьи свадьбы, и взрослые медведи-самцы, пребывая в агрессивном состоянии, заявляют права на занимаемую ими территорию.
Тигры стараются не вступать в конфликты с такими медведями и обходят их стороной. Они идут на компромисс, очевидно, зная по опыту, что через некоторое время медведи успокоятся и разбредутся по угодьям, и тогда вновь появится возможность без волнений ходить по своим маршрутам, обновляя зрительные и пахучие метки на маркировочных объектах для общения с собратьями.