Научно-публицистическая статья биолога-охотоведа, руководителя Дурминского лесоохотничьего хозяйства, ответственного исполнителя мониторинга популяции амурского тигра в Хабаровском крае Александра Сергеевича Баталова в четвёртом выпуске журнала «Звезда Приамурья».
В Хабаровском крае, как известно, тигры обитают в южных районах, где находится северная граница их естественного ареала. Они обычны в Бикинском, Вяземском, им. Лазо и Нанайском районах. Также хищники заходят в Хабаровский, Комсомольский и Советско-Гаванский районы для временного проживания и поиска новой территории с доступными кормами. В этих районах следы тигров можно встретить в любой лесной зоне, где обитают копытные животные – их основной корм, чаще всего на таёжных тропах и дорогах, по которым им легче и быстрее передвигаться в поисках сородичей и очередных жертв.
По внешнему виду следы тигра схожи с отпечатками лап домашней кошки, увеличенными до огромных размеров. По величине отпечатков лап можно определить относительную величину зверя. Поперечник следа в 16 см и выше принадлежит очень крупному самцу, в 14 – самцу средних размеров, в 10–12 см – самке. На следах тигра нет отпечатков когтей, потому что они втяжные. На отпечатке лапы очень хорошо выделяются голые пятка и четыре пальца. По ширине пятки передней лапы, которая всегда больше пятки задней лапы, определяется пол и возраст животного. Пятка шириной более 10,5 см принадлежит взрослому самцу, менее 10 см – взрослой самке или молодому самцу. Пятки размером 5,5–6,5 см имеют пятимесячные тигрята. В этом возрасте они покидают логово и следуют за матерью. У годовалых самцов размер пятки передней лапы примерно такой же, как у матери (иногда превышает), у самок пятки достигают размера материнских к полуторагодовалому возрасту. В этом возрасте молодые постепенно переходят к самостоятельной жизни и всё чаще охотятся поодиночке.
К двум годам тигры уже состоявшиеся хищники. С этого времени у каждого из них своя судьба и размер пятки, который незначительно увеличивается до четырёх-пятилетнего возраста, а в дальнейшем зависит от массы тела хищника, особенно у самцов. Чем крупнее становится самец, тем больше у него пятка. Самый крупный самец, с размером пятки 13 см, учтённый нами, жил до 2013 года в районе им. Лазо, в бассейнах рек Обор, Дурмин и Кия, и на правобережье реки Хор, в её средней части. Размеры его следов видели многие лесники и охотники и восхищались ими.
В настоящее время на территории двух модельных участков в этом районе, на площади 400 тыс. га, обитают два крупных самца, у которых размер пяток передних лап достигает 12 см.
Наиболее часто встречающиеся размеры пяток взрослых самцов в соотношении 7 из 10 особей равны в среднем 11 см, а у взрослых самок в той же пропорции – 9 см. Примерно так же, как у взрослых людей из 10 мужчин 7 имеют 42-й, а среди женщин, соответственно, – 36-й размер обуви. Длина пяток задних лап у взрослых тигров обоего пола при этом на 1 см короче пяток передних лап.
Различить отдельных тигров с одинаковыми размерами пяток на одной территории бывает трудно, но они выдают себя свежими следами, появляющимися в разных местах на значительном расстоянии друг от друга за короткий промежуток времени. Идентичность следа тигра устанавливается по длине его шага и ширине между следами передних лап на ровной поверхности. У отдельных особей в поведении проявляются свои привычки (проходят строго в одном месте), у других на лапах иногда имеются повреждения (отметины), по которым можно различать их среди других хищников.
В верховьях реки Дурмин по мосту через речку решается переходить всего один взрослый самец из трёх, обитающих в этом районе. В Большехехцирском природном заповеднике в течение 15 лет жила трёхпалая, хорошо узнаваемая тигрица, у которой отсутствовал палец на правой задней лапе.
Из других видимых следов жизнедеятельности тигров можно отметить «поскрёбы» – туалеты на земле – и следы когтей на деревьях, а также выделение шлаков (мочи и экскрементов) на путях следования хищников. Туалеты на грунте обычно делают взрослые самцы и самки, в любое время года. По внешнему виду они напоминают следы пробуксовки колёс автомобиля, которые образуются в результате энергичного сгребания задними лапами хищника лесной подстилки на одном месте до появления бугорка из листьев вперемешку с землёй или снегом. В этом тигры напоминают повадки домашних котов, занятых подготовкой туалета. И тигры так же, как и коты, оставляют на бугорке свои экскременты и мочу, но не закапывают их. Многие из «поскрёбов» остаются пустыми или с капельками мочи, но они хорошо различимы на путях следования тигров и, очевидно, служат обычными зрительными и пахучими метками. Их количество возрастает в местах наиболее частого пребывания хищников, особенно там, где они встречаются со своими сородичами, около специальных маркировочных объектов, а также поблизости от остатков своих жертв.
Следы на деревьях тигры оставляют с помощью когтей передних лап, высоко приподнимаясь на задних лапах вдоль ствола дерева. Обычно их привлекают крупные, без ветвей у основания лиственные, реже хвойные деревья (берёза, липа, пихта), которые выделяются в лесу вблизи их постоянных маршрутов. Тигры периодически подходят к таким деревьям и обследуют их на наличие пахучих меток, часто обновляют их. Если на дереве появляются свежие запахи других тигров, то они вновь царапают дерево, трутся о ствол шеей и грудью, лижут и покусывают пахучие места и в заключение выпрыскивают на предмет своего интереса дополнительную порцию мочи и секрет специфических прианальных желёз. На таких маркировочных деревьях хорошо видны следы когтей, волосы хищников и тёмные многослойные пахучие пятна разной величины от их многократных маркировок.
Кроме всего хорошо ощущается терпкий запах хищников, особенно в тёплый период года. Но и зимой он ощутим обонянием человека, если с близкого расстояния подуть на пятно выдыхаемым теплом воздуха. Специфический тигриный запах образуется в том числе за счёт секрета прианальных желёз, расположенных у тигров обоего пола в основании хвоста, по бокам прямой кишки, с выходом протоков наружу у сфинктера. Секрет желёз у тигров, похожий на сгущённое молоко, выпрыскивается по протокам при поднятии ими хвоста и самопроизвольно остаётся на их экскрементах, он несёт информацию о возрасте, поле и физиологическом состоянии каждой особи. Кроме деревьев тигры маркируют мочой и секретом прианальных желёз отдельные крупные корни и каменистые выступы рядом с их тропами.
Маркировочные деревья, или так называемые почтовые ящики, существуют у тигров многие годы, и ими пользуются не только их собратья, но также отдельные взрослые самцы бурых и белогрудых медведей, проживающие на совместной территории.
Экскременты и моча тигров, хорошо видимые зимой на их обычных следах и «поскрёбах», плохо различимы летом. Однако их нахождение в летний сухой период можно обнаружить по скоплению насекомых, особенно различных бабочек, которые прилетают на выделения тигров с целью белкового и минерального питания. При внимательном просмотре содержимого экскрементов можно различить остатки съеденной тигром очередной жертвы, а по степени переваренности мясного корма – приблизительное время удачной охоты хищника. Обильный переваренный мясной корм с малым количеством волос в экскрементах позволяет судить о том, что очередная жертва тигра находится не так далеко от места его испражнения.
Свежие следы тигра и крики ворон в этом лесу подтверждают наличие «давленины». Сытые, в комфортном состоянии тигры нередко валяются на земле и снегу и ложатся на бок. В зимний период на таких следах можно измерить приблизительные габариты зверя – длину, ширину его тела и хвоста, а также обнаружить кусочки льда со свежей кровью его жертвы.
Умение исследователей находить и «читать» следы тигров позволяет им проводить учёты численности хищников на больших территориях, определять половозрастной состав поголовья, распределение отдельных особей по угодьям, изучать питание и многое другое, что очень важно для дополнительного познания и охраны редкого вида.