Вячеслав Рожнов: У нас накапливается опыт реабилитации амурских тигрят

Вячеслав Рожнов: У нас накапливается опыт реабилитации амурских тигрят

9 Сентября 2013

Начальник Постоянно действующей экспедиции РАН по изучению животных Красной книги Российской Федерации и других особо важных животных фауны России, руководитель программы «Амурский тигр», заместитель директора Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН Вячеслав Рожнов рассказал о работе Центра реабилитации и реинтродукции тигра и других редких животных в Приморском крае.


Вопрос: Вячеслав Владимирович, как проходит реабилитация тигрят в центре?

 

В.Рожнов: В Центре реабилитации и реинтродукции тигров и других редких животных, построенном недалеко от села Алексеевка Приморского края «Специнспекцией “Тигр”» и Институтом проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН при финансовой поддержке Русского географического общества, тигрята проходят специальную программу восстановления. Эта программа включает обучение тигрят охоте на их естественную добычу – кабанов, оленей, а также избеганию человека. Тигрята, которых мы находим в лесу, боятся человека, и одна из наших главных задач – сохранить в них эту боязнь. В центре у тигрят исключены какие-либо контакты с человеком, наблюдение ведётся дистанционно через видеокамеры. Кормление хищников происходит таким образом, чтобы они не видели, как им даётся корм: вольеры Центра связаны между собой, и жертву помещают именно в тот вольер, где на данный момент нет хищника, пока он, к примеру, находится в другом вольере.

 

В целом у нас уже накоплен определенный опыт реабилитации тигрят. Золушка – не первая тигрица, которая прошла реабилитацию. До этого мы занимались реабилитацией ещё четырёх тигрят – одного тигрёнка (его назвали Олег) в 2009–2010 годах, потом ещё троих тигрят (их назвали Лазурина, Татьяна и Володя). Сейчас ещё трое тигрят находятся в Центре реабилитации. Первыми четырьмя тигрятами мы занимались вместе с замечательным зоологом и знатоком биологии тигров Виктором Георгиевичем Юдиным в его Зоологическим центре в посёлке Гайворон в Приморском крае. Но условия реабилитации животных там несколько ограничены. Именно это и заставило нас вместе со «Специнспекцией “Тигр”» построить отдельный Центр реабилитации и реинтродукции тигров и других редких животных в Алексеевке.

 

Вопрос: В Центре реабилитации большой коллектив?

 

В.Рожнов: Работу центра обеспечивают сотрудник «Специнспекции “Тигр”», который отвечает за поставку кормов и другие организационные вопросы, и два сотрудника Постоянно действующей экспедиции РАН по изучению животных Красной книги Российской Федерации и других особо важных животных фауны России, которые ведут видеонаблюдение, определяют стратегии кормления, проведения ветеринарных мероприятий, занимаются теми научными наблюдениями, которые необходимы для создания методики реабилитации тигрят, для их последующей реинтродукции.

 

Вопрос: Как возвращают тигрят в природу?

 

В.Рожнов: Одна из главных задач – выбрать место для реинтродукции. Не секрет, что тот исторический ареал, где обитал амурский тигр, на данный момент не полностью заполнен хищниками. Есть места, где раньше был тигр, потом он исчез, и на его место пришли волки. Волки, кстати, наносят существенный ущерб охотничьим хозяйствам, потому что у тигра и волка разные стратегии добывания корма: волки убивают всех подряд, а тигр, пока не съест свою добычу, другую не добывает.

 

Наша задача перед реинтродукцией изучить ареал тигра, выбрать те места, где можно восстановить группировки хищника. Именно на такие территории мы стараемся выпускать зверей. Заповедник «Бастак» в Еврейской автономной области, куда была выпущена тигрица Золушка, оказался одним из таких мест: раньше там жили тигры, но потом их истребили. Мы специально обследовали это место, перед тем как выпустить Золушку. Оказалось, что там есть следы самца. Это одинокий самец, и мы решили, что выпуск сюда тигрицы поможет восстановить локальную группировку тигров.

 

Вопрос: А тех трёх тигрят, которые сейчас находятся в реабилитационном центре, вы когда планируется выпустить?

 

В.Рожнов: Наших первых четырех тигрят мы выпускали в сентябре, потому что в это время обычно много копытных, да и сами тигрята окрепшие. Сентябрь вообще-то время, когда тигрята имеют хорошую кормовую базу и уже умеют охотиться. К тому же это было обусловлено тем, что условия содержания в центре Виктора Георгиевича Юдина были ограничены: там люди – центр фактически находится в посёлке.

 

А в новом центре, в Алексеевке, есть возможность оставить тигрят на зиму, а в апреле-мае (как раз когда у копытных появляется потомство, и хищники могут спокойно охотиться на гораздо более доступную жертву) мы их выпустим. С Золушкой мы именно так и поступили – выпустили её в День Победы 9 мая.

 

Вопрос: С кем вы согласовываете выпуск хищников в дикую природу?

 

В.Рожнов: Естественно, мы выпускаем тигрят только по согласованию с Росприроднадзором и органами власти регионов. Перед тем как выпустить Золушку, мы согласовали наши действия с правительством Еврейской автономной области, с руководством заповедника «Бастак» и с Росприроднадзором. Мы считаем, что в заповедник «Бастак» нужно было бы выпустить ещё нескольких тигрят. У нас есть специальная программа, мы сейчас её дорабатываем, чтобы Росприроднадзор потом её утвердил.

 

Амурская область тоже имеет планы восстановить у себя популяцию тигров. Там есть два места хороших – Хинганский заповедник и Архаринский заказник. Мы должны обследовать эти места, изучить кормовую базу, понять, подходит ли она для выпуска или там нужно провести какие-то биотехнические мероприятия, чтобы повысить кормовую ёмкость.

 

Есть и ряд других мест на территории Дальнего Востока, где не только возможно, но и необходимо восстановить группировки амурских тигров с тем, чтобы разорванный в настоящее время ареал этого замечательного хищника стал цельным.