Ещё две медведицы «обзавелись» ошейниками с GPS- приборами

Ещё две медведицы «обзавелись» ошейниками с GPS- приборами

1 Августа 2019

Группа специалистов Института проблем экологии и эволюции имени Северцова РАН отслеживает передвижения белых медведей по арктической территории уже девятый год. Спутниковыми устройствами сейчас снабжены в общей сложности 20 животных в Ненецком округе, на Камчатке, на Чукотке и на Ямале, сообщает «Российская газета».


Последние два ошейники с GPS-приборами на Ямале надели на двух медведиц с островов Белый и Вилькицкого. Учёные надевают ошейники только на самок. Связано это с физиологией животных: у самца по мере роста шея становится в объёме больше головы, и через два-три месяца ошейник с лёгкостью спадает, у самки же шея и голова остаются примерно одинаковыми. Устройство рассчитано на полтора года работы, после этого замок сам распадается и ошейник слетает, не причиняя неудобства животному.


Исследователям удалось надеть ошейники с GPS-приборами ещё на двух белых медведей на Ямале. Гаджеты позволяют в режиме реального времени следить, куда и как животные перемещаются в поисках еды. Это в конечном итоге поможет сделать выводы об изменении климата в Арктике.


Прежде чем установить гаджеты, обеих медведиц обездвижили с помощью дистанционного инъектора. Дело в том, что ввести анестезию мишкам очень трудно: они ходят в основном по береговой линии, а в случае малейшей опасности пускаются вплавь. Получив укол, животное может утонуть, а транспортировать из воды уснувшего медведя весом 3 центнера проблематично, поэтому учёные предпочитают не рисковать здоровьем и жизнью животного.


У медведиц взяли пробы крови и шерсти для дальнейшего изучения. Эти анализы позволят определить содержание в организме тяжёлых металлов и других загрязнителей, оценить состояние здоровья зверей. Проснувшись, хищницы вернулись к привычному образу жизни.


«Устройства передают сигнал с интервалом один раз в четыре часа, – рассказал Илья Мордвинцев, заместитель руководителя программы изучения белого медведя Российской Арктики, старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАН. – Анализ движения двух медведиц, которых удалось охомутать на Ямале в прошлом году, показал, что они преодолевают в месяц примерно 80100 км. Перемещаются главным образом вдоль побережий. Вглубь материков заходят не дальше, чем на 1–2 км».


Настоящий стол и кров белым медведям дают дрейфующие льды. Тюлень на льдине – вот самое лучшее питательное блюдо. Но льды стремительно тают, отступают от береговой линии всё дальше, и всё дольше море остаётся свободным ото льда.


«Едят умерших животных, которых выносит на берег, разоряют гнёзда птиц, подбирают пищу на помойках за людьми и так далее. Ведь в воде медведи охотиться не приспособлены. Несмотря на то что белые медведи пока стараются не заходить вглубь материков, всё чаще голод заставляет их искать пропитание где только можно», – отмечает Илья Мордвинцев.


Исследование, проведённое на Ямале в прошлом году, показало, что самки с медвежатами заранее покидают родовые берлоги на суше и проводят летние месяцы в высоких широтах на дрейфующем льду. Семьи с медвежатами одного-двух лет от роду часто встречаются на островах и побережье и стараются обеспечить себе пусть и скудное, но пропитание. Самые уязвимые – медведи-одиночки двух-трёх лет. Дело в том, что они ещё не приспособились жить и охотиться. Часто именно они крайне истощены и обречены на гибель – умирает каждый десятый медведь, задержавшийся на суше.


К слову, получив данные с GPS-приборов, учёные смогут сравнить траектории движения двух самок, которым установили гаджеты в этом году, и двух, которых «охомутали» в прошлом году на островах Шокальского и Вилькицкого. Исследователи узнают, надолго ли они задерживаются на суше, вблизи каких островов предпочитают базироваться летом и так далее. Как отмечают специалисты, именно популяция медведей, обитающих в Карском море, до сих пор изучена меньше всего.

 

(Фото © Руслан Слепцов)