Ирина Менюшина: Белый медведь может исчезнуть как вид

Ирина Менюшина: Белый медведь может исчезнуть как вид

5 Февраля 2016

В последнее время в связи с активным освоением Арктики встречи людей с белыми медведями стали происходить чаще. К сожалению, в большинстве случаев такие столкновения заканчиваются весьма печально. Человек очень часто провоцирует хищника. Работники предприятий арктической зоны часто не подготовлены к встрече с ним.

 

О конфликтах между человеком и королем Арктики, способах их избежать и охране краснокнижного хищника рассказала кандидат биологических наук Ирина Менюшина.

 

Инцидент с белой медведицей на острове Врангеля (когда животное искалечили взрывпакетом), на мой взгляд, следствие и яркий симптом отсутствия чёткой, практически работающей системы охраны белого медведя в Российской Арктике. Это беспрецедентная жестокость и, как ясно видно по видеосъемке, намеренная. Медведь никогда не станет хватать активированный взрывпакет, если зверя заранее не приучать к получению пищи из рук человека и не сделать смертельную приманку привлекательной, замаскировав её. По комментариям за этими кровавыми кадрами всё понятно. Уже в августе на Чукотке распространялось видео с кормлением белых медведей на Врангеле. Почему такое безобразие так долго продолжалось в заповеднике с мировым именем, известным прежде всего как остров белых медведей?

 

На самом деле случаев прикорма белых медведей в Российской Арктике очень много, но большинство из них остаётся за пределами видимости общественности. В итоге в 90%, если не в 100%, случаев ситуация развивается по одному сценарию: провокация людей по отношению к белым медведям – намеренный прикорм или помойки с пищевыми отходами, которые привлекают голодного зверя. А дальше угроза жизни и отстрел медведя как самый простой способ решения проблемы.

 

Белые медведи в Российской Арктике, где вид находится под охраной государства, гибнут из-за человеческой безответственности! Все конфликты спровоцированы человеком, и это главная проблема. Я зоолог, всю жизнь проработала в Арктике, более 30 лет на острове Врангеля. С белыми медведями у меня были сотни встреч. На своём опыте знаю, что конфликтов даже при высокой частоте встреч с белыми медведями легко избежать, если строго соблюдать систему правил безопасного поведения на земле белых медведей, которыми мы успешно пользовались на острове Врангеля многие годы и которые включают правила предотвращения конфликтных встреч.

 

На Врангеле в любом месте и в любое время можно встретить белого медведя. Мне нравится сравнение Никиты Овсяникова (доктор биологических наук, специалист по белому медведю): человек, который садится за руль автомобиля, сразу же попадает в зону риска, и то же самое происходит с людьми, которые попадают в Арктику. По сути, они вторгаются на территорию белых медведей. В обоих случаях необходимо строго соблюдать правила безопасности.

 

Особый цинизм этого потрясшего все общество убийства медведицы в том, что это произошло не где-нибудь, а на острове Врангеля – в заповеднике, где есть инспекторы охраны, которые могут проинструктировать людей, прибывающих на остров для работы. То, что во всемирно известном арктическом заповеднике эти правила перестали соблюдать, запускали на территорию неподготовленных людей, не следили за соблюдением режима заповедника и дисциплиной на объектах строительства, – это системная болезнь, которую надо срочно лечить!

 

Любые конфликтные ситуации между человеком и белым медведем должны разбираться и и наказание виновного должно быть неотвратимым.

 

Арктика – это экстремальная среда, но белый медведь – хищник очень осторожный. Он добывает себе корм охотой, для чего зверю жизненно необходимо быть физически полноценным. Серьёзно раненный или получивший увечье медведь практически не имеет шансов выжить, потому что потеряет способность добывать пищу. Белые медведи очень умные и социальные животные. Проблема в том, что их поведение люди часто интерпретируют безграмотно. Например, медведь следует по следам за группой людей – это сразу же объясняется как скрадывающая охота. На самом деле это не так. Для каждого хищника очень важно знание и понимание того, что происходит на его территории, кто на ней находится, с какой целью. Поэтому белые медведи всегда проходят по следам и других медведей, и людей. Такое поведение нормально, и это не охота, а информационное обследование своего жизненного пространства.

 

У нас в стране действуют определённые меры охраны видов животных, которым грозит исчезновение, в том числе и белого медведя в Арктике. Например, штраф 1 млн рублей – это существенный аргумент для браконьеров. Недавнее ужесточение законодательства – важная мера. Но этого недостаточно. Необходимо ввести административную ответственность за прикорм белых медведей с весомыми штрафами. Нужна система действенных практических мер, которые обеспечат соблюдение законодательства и выполнение государственной концепции охраны редких и находящихся под угрозой крупных хищников. В частности, необходимо нормативно закрепить, чтобы все компании проводили обучение сотрудников, направляемых для работы в районах возможных встреч с крупными хищниками. Для Арктики это должно действовать для всех и повсеместно! Это вполне выполнимая задача, над ней необходимо работать.

 

Кроме того, должно применяться соответствующее лицензирование компаний, ведущих работы в Арктике, должна быть разработана система штрафов за нарушение правил безопасности и провокацию конфликтов с белыми медведями. Для получения лицензии компания обязана информировать, готовить своих сотрудников, в том числе по безопасности в отношении белых медведей и их охране, чтобы минимизировать риск конфликтов. И обеспечивать соблюдение дисциплины на своих объектах! Все сотрудники должны быть обеспечены надлежащими нелетальными средствами отпугивания белых медведей и знать, как ими пользоваться.

 

Конечно, ситуация в один день измениться не может. Это долгий и трудоёмкий процесс. Но над этим необходимо начать трудиться, и тогда система заработает.

 

Хотелось бы подчеркнуть момент, касающийся численности белых медведей. Последние 15 лет в официальных оценках мировой численности белых медведей повторяется одна и та же цифра – 20–25 тыс. особей. Но эта, называемая экспертной, а по сути гадательная, оценка относится к концу 1980-х годов. С тех пор климатическая и социально-экономическая ситуации в Арктике кардинально изменились. Глобальное потепление привело к тому, что даже у таких видов, как песец и белая сова, у которых скорость воспроизводства высокая, наблюдается снижение популяций. Для сравнения: медведица может выкормить максимум двух (от одного до трёх, но последнее бывает редко и только при очень благоприятных условиях) детёнышей раз в три-четыре года при продолжительности репродуктивной жизни 15–16 лет. В одном же выводке песцов может быть до 18 детёнышей в годы хорошей обеспеченности кормом.

 

По идее, мы сейчас стоим на грани, за которой белый медведь может исчезнуть безвозвратно. Если не будет системных практических мер охраны белых медведей, черта невозврата, после которой остановить исчезновение вида будет биологически невозможно, может быть пройдена в течение 10–15 лет. Только от людей зависит, сохранится ли белый медведь как вид. 

2 фотографии