В июле завершился второй полевой этап проекта «Хозяин Арктики». Сегодня учёные приступили к лабораторным исследованиям и обрабатывают полученные биоматериалы. О том, как прошла экспедиция и с какими трудностями столкнулись специалисты, рассказал ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН Илья Мордвинцев.
«Экспедиция для нас была несколько новой, потому что мы первый раз работали с вертолётонесущего судна. Это дополнительные возможности, которые дают близкий подход к интересующему району и возможность быстро находить и отлавливать медведей для сбора анализов», – отметил он.
По словам учёного, единственное, что грозило сорвать экспедицию, – погода. Несколько дней пришлось пропустить из-за тумана.
«Так как время работы на Земле Франца-Иосифа с борта судна “Михаил Сомов” было ограничено, – сказал Илья Мордвинцев, – было очень жалко терять это время из-за непогоды».
Однако участникам экспедиции удалось использовать все запланированные лётные часы и обследовать интересующие участки.
«У нас было буквально шесть вылетов, и ни один вылет не оказался холостым: мы встретили и отловили шесть медведей – две самки и четыре самца. Все звери одиночные, самок с медвежатами в этот раз практически не было – была зафиксирована только одна встреча самки с сеголетком, но поработать с ней не смогли, потому что это было во время наблюдательных облётов», – сообщил он.
От всех шести особей собран биоматериал и в настоящий момент в лаборатории института идёт обработка проб на микробиологию, токсикологический, гормональный и изотопный анализы, исследования на заболевания.
Всего за время экспедиции учёные встретили 20 медведей на северном острове Новой Земли в районе мыса Желания и на Земле Франца-Иосифа. Но эти встречи были зафиксированы при наблюдениях как с судна, так и с вертолёта.
«До конца октября продлится этап лабораторной обработки, потом до конца года проект “Хозяин Арктики” должен быть закончен. К ноябрю мы завершим лабораторные исследования, а дальше будем обрабатывать поступающие данные о перемещении помеченных самок», – заключил Илья Мордвинцев.