Белые медведи и моржи: эволюционные пути двух гигантов Арктики

Белые медведи и моржи: эволюционные пути двух гигантов Арктики

18 Мая 2015

Взаимоотношения белых медведей и моржей долгое время оставались загадкой для исследователей. До начала 1990-х годов не было известно, могут ли белые медведи успешно охотиться на моржей или поедают только трупы павших животных. Наблюдения в природе были единичными и не позволяли ответить на многие вопросы о взаимоотношениях двух гигантов Арктики, например на вопросы о возможности, способах и успешности охоты, уязвимости моржей разных возрастных групп, опасности для белого медведя охоты на вооружённого клыками и превосходящего его весом и размером противника, а также о роли моржа в питании белого медведя. Систематическое изучение этих вопросов стало возможным, когда изменилась экологическая обстановка в Арктике.

 

Это произошло в самом начале 1990-х, когда из-за исчезновения морских льдов в зоне континентального шельфа белые медведи и моржи стали массово и регулярно выходить на берег и их взаимодействия стали доступными для прямых наблюдений. С осени 1990 года я начал долговременное изучение взаимоотношений белых медведей и моржей в районе острова Врангеля, при всякой возможности проводя наблюдения также и в других районах Арктики. Картина начала проясняться.

 

Эволюционно моржи значительно старше белых медведей. Как самостоятельная группа морских млекопитающих моржи появились на Земле примерно 20 млн лет назад и в своё время были доминирующей группой морских ластоногих. Однако до наших дней дожил только один вид – известный нам морж, латинское название которого, Odobenus rosmarus, дословно переводится как «ходящий на клыках морской конь». Белые медведи как самостоятельный вид арктических хищников появились на Земле значительно позже – по современным представлениям, где-то в интервале между 300 тыс. и 900 тыс. лет назад, по средней дате – примерно 600 тыс. лет назад. До появления белых медведей моржи как экологическая форма прошли долгий эволюционный путь. И вот в Арктике появился крупный четвероногий хищник, способный охотиться на них. Что происходило дальше? Попытались ли белые медведи освоить этот вид потенциальной добычи? Как отражаются на этих видах и их отношениях происходящие в Арктике изменения?

 

В любом случае эволюционная история сосуществования этих двух видов дала им достаточно времени, чтобы узнать друг друга, установить определенные отношения и приспособиться к сосуществованию.

 

Осень 1990 года была уникальным сезоном в Арктике. Это был первый сезон полного исчезновения морских льдов в зоне континентального шельфа от Таймыра до мыса Барроу. Причём это произошло ещё при достаточно высокой численности и белых медведей, и моржей, когда воздействие глобального потепления в сочетании с продолжающимся истреблением белых медведей людьми ещё не привело к тем катастрофическим последствиям, которые мы наблюдаем в настоящее время. Осень 1990 года была первым сезоном, когда удалось непосредственно наблюдать десятки взаимодействий белых медведей и моржей. В тот год сотни белых медведей переживали на берегу острова Врангеля период исчезновения льдов, и в это же время десятки тысяч моржей, собравшихся летом в районе острова, выходили на пляжи, формируя громадные, до 60 тыс. животных одновременно, береговые лежбища.

 

По мере развития изменений климата и таяния дрейфующих льдов Арктики в течение последующих двух с половиной десятилетий разные годы отличались по экологической ситуации и ледовой обстановке, менялась численность и состояние популяций обоих видов, менялась доступность разных кормовых объектов для белых медведей. Неизменным было одно – общее направление изменений климата на планете, прогрессирующее негативное воздействие изменений арктической среды обитания и одновременное негативное действие антропогенных факторов на оба вида.

 

Долговременное, непрерывное изучение процессов в популяциях хищника и жертвы из года в год в одном и том же месте, в арктическом природном заповеднике, позволило отслеживать ситуацию в развитии и благодаря этому открыть много нового. Долговременность и непрерывность – ключевые условия изучения процессов в природных популяциях животных, если мы хотим понимать, что с ними происходит!

 

За время нашего исследования, с 1990 по 2014 год, только по зарегистрированным наблюдениям белые медведи съели на острове 396 моржей, в числе них как выброшенные на берег трупы погибших по разным причинам моржей, так и звери, добытые медведями в результате охоты. Все доступные туши моржей белые медведи съедали полностью, оставляя только вывернутые наизнанку шкуры (медведи выворачивают шкуру, выедая жир), обглоданные черепа и иногда части позвоночника. Среди съеденных моржей 46% составляли взрослые, 10% – молодые, в возрасте от двух до четырёх лет, и 44% – моржата-сеголетки. Подробно показать все аспекты и нюансы этой драмы можно лишь в формате научной монографии или популярной книги. Эта короткая статья содержит только наиболее значимые заключения.

 

Белые медведи совершали попытки охотиться на моржей всякий раз, когда моржи выходили на пляж для отдыха. Во многих случаях медведи приближались к моржам, не рискуя нападать. Такое поведение особенно характерно для молодых белых медведей. Даже на простое приближение белого медведя моржи реагировали как на опасность, как на хищника, и начинали сходить в воду. Приближение к залёжке со сгоном моржей в воду совершали медведи всех демографических категорий, самцы и самки, взрослые и молодые. Постоянные спугивания не давали моржам отдохнуть и позволяли выявлять ослабленных и больных животных. Кроме того, в панике больше вероятность того, что какой-то морж может быть задавлен и его труп станет доступен медведям. Судя по поведению, белые медведи совершали такие спугивания с умыслом, и в некоторых случаях это приносило успех.

 

Кроме того, медведи охотились по-настоящему, нападая и пытаясь умертвить моржа в прямом контакте. Самые искусные и успешные охотники среди белых медведей – крупные матёрые звери, самцы и самки. Молодые медведи менее успешны даже при охоте на кольчатую нерпу. Нападать на моржей молодые медведи обычно не отваживаются. Взрослые, матёрые медведи обладают не только опытом, но силой и весом, необходимыми для успешной охоты на моржей, когда происходит прямой физический контакт между хищником и жертвой.

 

Настоящая охота всегда начиналась с приближения медведя к лежбищу сначала шагом, потом, на последние несколько десятков метров, бегом. А дальше тактика могла быть разной и зависела от выбора самого охотника. Из 75 полностью прослеженных охот белых медведей на моржей на береговых лежбищах около 9% были успешными. Во всех случаях добычей были моржата-сеголетки (рождённые в текущем году). При этом только крупные медведи-самцы рисковали нападать на взрослых моржей на берегу и шли на прямой физический контакт, нередко при этом получая удары клыками, в том числе до крови. Медведицы на охоте вели себя более расчётливо и осторожно, чем медведи-самцы. Последние были более брутальны, но это не было условием успеха. Во всех случаях успешных охот применялась расчётливая тактика набега на залёжку с последующим пробегом вдоль фронта лежбища, вспугивания моржей и выхватывания из массы охваченных паникой, убегающих моржей детёныша, оставшегося без защиты моржихи.

 

За всё время наблюдений ни разу не было случая, когда даже взрослый медведь-самец смог бы остановить и умертвить взрослого здорового моржа на пляже. На льдинах успешную охоту взрослого медведя-самца на взрослую моржиху я наблюдал и снимал на видео, но на берегу взрослым моржам всегда хватало сил, чтобы уйти в воду, даже от медведя, сидящего на спине моржа верхом. Скорее всего, при охоте на льдине медведю помогало то, что лёд скользкий и моржу не хватало сцепления, чтобы доползти до спасительной кромки, пользуясь преимуществом в силе. На берегу медведи могли успешно добывать только моржат или больных и умирающих от истощения взрослых моржей.

 

Охота на взрослых моржей, несомненно, опасна для белых медведей. На острове Врангеля мы с Ириной Менюшиной (кандидат биологических наук) дважды находили мёртвых белых медведей с ранами от клыков моржей и много раз наблюдали живых медведей с ранами от клыков разной тяжести.

 

Во всех случаях встреч и взаимодействий моржи реагировали на белых медведей как жертва на хищника: беспокоились, пугались, убегали в море. При невозможности спастись бегством моржи противостояли и защищались, угрожая или ударяя атакующего медведя клыками. В абсолютном большинстве случаев выставленных против атакующего медведя клыков было достаточно, чтобы остановить хищника. Медведи хорошо понимают угрозу и при активном противостоянии останавливают атаку.

 

В воде моржи для белых медведей недоступны. Скорее агрессивно настроенный морж в воде может представлять для белого медведя опасность. Есть единичные наблюдения, которые показывают, что случаи нападения моржей на белых медведей в воде бывают, хотя необычны. Моржи и в воде реагируют на белых медведей как на хищника – боятся и избегают, в редких случаях могут атаковать как врага.

 

Фактор интенсивной охоты на моржей со стороны белых медведей, по нашим наблюдениям, приводил к изменению мест выходов моржей на берег и смене более комфортных для отдыха пляжей (открытых галечных и песчаных кос), но более заметных для хищников-медведей, на менее комфортные (крупнокаменистые крутые берега между скалами, отдельные прибрежные скалы), но менее доступные для хищников участки берега. Таким образом, хищничество белых медведей влияет не только на смертность, но и на распределение береговых залёжек моржей.

 

Детальное изучение взаимоотношений белых медведей и моржей показало, что белые медведи не только могут успешно охотиться на моржей, но морж является одним из основных кормовых ресурсов белых медведей в берингийском секторе Арктики. Взаимоотношения этих двух видов – это типичные взаимоотношения хищника и жертвы, что проявляется в эволюционном, популяционном и поведенческом аспектах. Адаптации, приобретенные обоими видами в ходе эволюции, в числе прочего включают качества, необходимые хищнику для охоты на данный вид жертвы, а жертве – для защиты от этого хищника. В популяционном аспекте мы видим, что смертность и пространственное распределение обоих видов связаны и зависят от условий взаимодействий и интенсивности хищничества. Поведение обоих видов не вызывает сомнения в том, что они всегда реагируют друг на друга как хищник и жертва.

 

А как в других регионах Арктики? Данные о взаимоотношениях белых медведей и моржей в других регионах Арктики немногочисленны. Наши наблюдения на Новосибирских островах в ходе экспедиций РГО 2012 и 2013 годов и собранные сведения свидетельствуют, что на Новосибирских островах белые медведи концентрируются около лежбищ моржей и питаются ими. Непосредственно охот наблюдать пока не удалось, но для этого необходимо время и более регулярные наблюдения. В последние годы появились свидетельства, что в атлантическом секторе Арктики белые медведи могут охотиться на моржей и используют их в качестве корма более часто, чем считалось ранее. Для прояснения ситуации нужны дальнейшие исследования.

 

Эволюционные судьбы белых медведей и моржей переплетены в течение по крайней мере сотен тысячелетий. В настоящее время оба вида проходят новые испытания глобальными перестройками климата и вызванными этим изменениями их среды обитания. Исчезновение морских льдов негативно влияет на оба вида, и это влияние существенно, так как благополучие как белых медведей, так и моржей прямо зависит от состояния дрейфующих льдов в зоне континентального шельфа. В периоды исчезновения льдов интенсивность охоты белых медведей на моржей возрастает, так как в это время морж остаётся единственным массово доступным кормовым объектом из списка основных для белых медведей. Физическое состояние белых медведей в периоды переживания сезонов исчезновения льдов прямо зависит от наличия береговых лежбищ моржей, возможности охоты на моржей на лежбищах и доступности туш павших моржей. Для обоих видов глобальное потепление связано с возрастанием уязвимости для болезней. На здоровье обоих видов влияет загрязнение Арктики и Мирового океана. Благополучию обоих видов угрожает индустриальное разрушение местообитаний и риск техногенных катастроф в Арктике. Оба вида при этом продолжают подвергаться прямому уничтожению со стороны человека. Обоим видам необходимо усиление мер охраны и бережное внимание к их дальнейшей судьбе.

 

Доктор биологических наук, независимый эксперт, специалист по белому медведю, почётный полярник России Никита Овсяников

 

(Фото © Никита Овсяников)

8 фотографий