Белых медведей защитит международная конвенция

Белых медведей защитит международная конвенция

18 Ноября 2014

С 4 по 9 ноября в Эквадоре состоялась 11 конференция сторон Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных, на которой было принято решение о включении белого медведя в приложение II.

 

Второе приложение включает в себя виды, для сохранения и управления которыми необходимы международные соглашения. Конвенция побуждает страны сотрудничать в деле сохранения редких животных.

 

Однако многие учёные считают, что белого медведя необходимо внести и в приложение I, которое содержит список видов, находящихся под угрозой исчезновения.

 

Комментарий доктора биологических наук, независимого эксперта, специалиста по белому медведю, почётного полярника России Никиты Овсяникова

 

Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных подписана в рамках Программы ООН по сохранению окружающей среды в 1979 году в городе Бонне и вступила в действие в 1983 году. В приложение I конвенции включены виды диких животных, которым грозит исчезновение. В приложение II включены виды, которые мигрируют через разные страны, поэтому для их сохранения полезно международное сотрудничество.

 

Что происходит в настоящее время с белым медведем? Таяние морских дрейфующих льдов для белого медведя означает ухудшение качества его основных, жизненно важных местообитаний и полное сезонное исчезновение этих местообитаний в основном ареале вида – зоне континентального шельфа арктических морей. Современная наука убедительно показывает, что эти изменения, происходящие в разных регионах Арктики, действительно негативно отражаются на белом медведе, реально угрожают его существованию.

 

В средствах массовой информации белый медведь стал не только символом Арктики, но и символом угроз, которые несёт животному миру глобальное потепление! В настоящее время мировая популяция белого медведя оценивается специалистами в пределах 16–20 тыс., но эта экспертная оценка, скорее всего, завышена, так как не успевает за быстрыми изменениями в популяциях. Тренд в масштабах мировой популяции очевидно отрицательный.

 

При этом в странах Западного полушария (Канада, США и Гренландия) продолжается так называемая легальная охота на белого медведя, разрешённая коренному населению, но в Канаде и Гренландии используемая в том числе в коммерческих целях. Суммарный результат этой легализованной охоты, браконьерства и отстрелов белых медведей в целях защиты людей и их имущества таков: в мире ежегодно истребляется человеком порядка 1000 белых медведей. Из них 600–800 – только в Канаде, где аборигенная охота узаконена в качестве коммерческой (продажа квот для трофейных охотников и для торговли шкурами). Арифметика здесь очень простая: при самых благоприятных средовых условиях, без таяния льдов, размножение белого медведя не может давать прирост популяции более 5%. Это биология вида. Даже если мировая популяция действительно находится ещё на уровне 16–20 тыс. особей, изъятие путём прямого истребления достигает как минимум 5–6,25%, и это без учёта естественной смертности и гибели от иных антропогенных факторов. Происходит это в ситуации быстрого ухудшения условий обитания вида и роста антропогенных угроз, которые кроме прямых отстрелов включают загрязнение среды, разрушение местообитаний, усиление индустриальной активности человека в Арктике, существенное возрастание фактора беспокойства, опасность новых заболеваний, опасность разливов нефтепродуктов и другие.

 

В этом контексте включение белого медведя в приложение II носит скорее символический характер и не даст ничего нового для спасения вида от исчезновения. Международное сотрудничество по белому медведю и так существует. Есть пятисторонний договор между всеми арктическими странами (с 1973 года) и двусторонние договоры между странами, имеющими общие популяции. Но всё это пока не помогает остановить прямое истребление белых медведей в коммерческих и политических целях, декларируемых как необходимость соблюдения прав коренных народов Арктики, а по сути – мотивированных коммерческими интересами и политическим символизмом.

 

Включение в приложение I могло бы стать одним из необходимых шагов для предотвращения исчезновения вида, но пока этого не случилось.

 

Россия последовательно проводит политику охраны белого медведя, которая основана на системном подходе, включающем полный запрет на любую охоту (действует с 1957 года), создание арктических заповедников для защиты ключевых репродуктивных местообитаний белого медведя, работу над улучшением законодательства, борьбу с браконьерством, очистку Арктики от загрязнений и другие меры. Однако белый медведь не знает границ и, особенно из-за таяния морских льдов, совершает трансграничные миграции. По этой причине включение белого медведя в приложение I конвенции было правильной идеей, но, к сожалению, не доведённой пока до необходимого завершения.  

 

(Фото © Виктор Никифоров/Фёдор Яковлев)

4 фотографии
1 видеосюжет