Ответ Чукотской ассоциации зверобоев традиционной охоты на комментарий Н.Г.Овсянникова

Ответ Чукотской ассоциации зверобоев традиционной охоты на комментарий Н.Г.Овсянникова

13 Декабря 2010

Вынуждены писать данное письмо, поскольку из комментария Н. Овсянникова, не знакомый с ситуацией человек может сделать вывод, что основной проблемой чукотско-аляскинской популяции белых медведей являются коренные народы Чукотки и Аляски. Не глобальные климатические изменения, не промышленное освоение Арктики, которые являются более масштабными по воздействию факторами, а регулируемое государством, традиционное природопользование коренных малочисленных народов!

 

В связи с этим считаем необходимым напомнит очевидные истины:

 

Тысячи лет коренные народы Арктики жили в гармонии с окружающей природой, выработав за это время систему устойчивых взаимоотношений с внешним миром, иначе они бы просто не выжили. Более того, не коренные народы Арктики фактически уничтожили популяции китов и моржей в ХIХ-начале ХХ века, не они выбивали белых медведей тысячами в первой половине ХХ века. Не мы в ХХI веке выходим на российский рынок с предложениями о продаже шкур и охотничьих туров.

 

Современная цивилизация давно уже признала, что традиционное природопользование коренных малочисленных народов является единственным действенным способом сохранения этнической целостности этих сообществ. Никакие искусственные мероприятия по консервации культуры в музеях и библиотеках не сохранят языковую среду. Более того, многолетние исследования доказали, что насильственные изменения в рационе питания коренных народов неминуемо приводят к катастрофическим для них последствиям. То есть, когда говорится о традиционном природопользовании, речь идет не только о культурных, нравственных, но и физиологических факторах способствующих выживанию арктических социумов.

 

Вот почему мы считаем, что не нужно противопоставлять потребности коренных народов проблеме сохранения медведя, а четко разграничивать объективную необходимость и коммерческое использование, комплексно рассматривать выход из сложившейся ситуации. Для нас не подлежит сомнению тот факт, что основополагающим условием сохранения нашей этнической целостности, является некоммерческое использование природных ресурсов, потому что там, где есть прибыль, там вопросы сохранения традиций, языка и культуры остаются лишь на теоретическом уровне.

 

Именно поэтому мы подняли вопрос о несправедливом отношении к коренным народам Чукотки, обратили внимание на то, что нас лишили знаковой части нашей жизнедеятельности, помогающей нам выжить в современном мире. Понадобилось почти два десятка лет, прежде чем мы добились положительного решения этой проблемы, добились законными средствами, через открытые и легальные взаимоотношения со всеми участниками переговорного процесса. По нашему мнению, Правительство России поступило разумно: вместо того, чтобы и дальше закрывать глаза на существующую проблему, пошло на рациональные меры по сохранению и использованию чукотско-аляскинской популяции белого медведя – Российская Федерация не стала открывать промысел в одностороннем порядке, а сделала это через Соглашение с США. Это был обдуманный, логичный и необходимый для сохранения общей популяции шаг. В свою очередь американская сторона (Правительство США и коренные жители Аляски) отчетливо понимая, что данное Соглашение свяжет их дополнительными обязательствами, также осознанно пошли на двустороннее управление общим ресурсом.

 

В заключения хотим заметить, что тот, кто не уважает других участников обсуждения и не пытается понять другую точку зрения, обречен на однобокое восприятие и может, в конечном счете, сам навредить природе. Что мешает Н. Овсянникову инициировать диалог с коренными малочисленными народами Чукотки? Почему нас делают главной проблемой в деле сохранения белого медведя? Возможно, по каким-то другим причинам, нужен образ бескомпромиссного борца за спасение исчезающего вида, но не реальное его сохранение, которое возможно только при участии всех сторон процесса: ученых, коренных жителей, природоохранных деятелей, чиновников. Мы против того, чтобы нас отстраняли от процесса принятия решений в столь знаковом для наших народов вопросе, поскольку мы также заинтересованы в существовании белого медведя, более того – для нас он является условием нашего самосохранения. Мы будем продолжать работу в этом направлении, потому что это наша жизнь. У нас есть длительный положительный опыт реального со-управления биологическими ресурсами: в 2003 году Министерство природных ресурсов России передало право самоуправления квотами на аборигенный промысел китов организациям коренных народов Чукотки. Мы предлагаем уйти от противостояния, и искать компромиссы для целей сохранения нашего мира.

 

Председатель ЧАЗТО Г.В.Инанкеуясь