Стенограмма встречи:
<…>
В.В.Путин: Да, та тема, которой вы занимаетесь, – Южные Курилы в частности. Вы ещё, я знаю, занимаетесь гуманитарной частью, природоохранной, экологической, связанной с леопардами. Что с кошками происходит дальше?
С.Б.Иванов: Да, Владимир Владимирович, если помните, а Вы наверняка помните, что на последнем съезде Русского географического общества в Санкт-Петербурге я Вам докладывал о том, что готов возглавить этот серьёзный проект по сохранению дальневосточного леопарда. К сожалению, этих уникальных леопардов осталось, по оценкам учёных, в дикой природе всего 40–50 особей. Я хотел бы Вам доложить, что сделано за это время. Во-первых, вместе с администрацией Приморского края, со всеми властями мы полностью согласовали расширенные границы нового национального парка. Вам недавно Юрий Петрович Трутнев докладывал в целом о ситуации с особо охраняемыми природными территориями и двумя национальными парками.
В.В.Путин: Мы хотели немножко расширить границу.
С.Б.Иванов: Да, один из них – именно этот национальный парк. Мы включили в территорию национального парка всё, что непосредственно примыкает к государственной границе с Китаем, включили ряд охотничьих хозяйств, и, если Вы видите (показывает материалы), зелёные точки – это там, где были замечены следы активного пребывания леопарда и, кстати, тигра тоже, с которым мы хорошо знакомы.
В.В.Путин: Знакомы, да.
С.Б.Иванов: Мы всё это согласовали, и в ближайшее время выйдет постановление Правительства, определяющее границы Национального парка и, естественно, режим пребывания там людей. Это особо охраняемая природная территория. Вот я хочу показать Вам несколько фотографий. Это уникальные, красивые, грациозные, слегка коварные…
В.В.Путин: Хорошие какие!
С.Б.Иванов: Да, вот красивые кошки. Почему уникальный, Владимир Владимирович? Это единственный леопард в мире, единственный, который приспособился зимой жить в снегу. Больше в мире леопардов, живущих в снегу, нет.
В.В.Путин: Почему же нет? Это снежный барс.
С.Б.Иванов: Это снежный барс. Но, как говорят учёные, это совсем другое. Снежный барс живёт только в горах или иногда даже в вечных снегах, а вот из леопардов, которые в Африке, в Индии есть, только, наш дальневосточный (он же на равнине живёт), приспособился жить зимой у нас здесь, в Приморье, в снегу.
В.В.Путин: Это целый прайд, да? Четыре штуки.
С.Б.Иванов: Это прайд, да, четверо. Мама с котятками на обеде, можно так сказать, или на ужине. Теперь, что касается федеральной составляющей. Мы с Министерством природы договорились о том, что – Вам Юрий Петрович (Ю.П.Трутнев), наверное, докладывал – начиная с этого года резко увеличиваем заработную плату инспекторам, егерям, ведущим охрану таких уникальных национальных парков. Зарплата выросла в 3 раза, и в этой связи я сегодня встречался с инспекторами. Они, конечно, благодарны за это решение и тоже согласны с тем тезисом, который Вы уже обозначили, что труд таких инспекторов опасен: иногда и встречи с браконьерами происходят, и просто дикие животные, тигры, леопарды – это особый труд. И та зарплата, которая была, просто не соответствовала, конечно, ничему.
В.В.Путин: Уровню труда.
С.Б.Иванов: Да, уровню труда и уровню опасности, которой они подвергаются.
В.В.Путин: А когда будет готов проект постановления?
С.Б.Иванов: До конца этого года. По этому нацпарку Вы имеете в виду?
В.В.Путин: Да.
С.Б.Иванов: Да, до конца этого года. Границы согласованы, он уже запущен, мы быстро сделали. Бюджетное финансирование на содержание увеличилось в 3 раза. Кроме этого мы создали в форме автономной некоммерческой организации благотворительный фонд. Я возглавил попечительский совет, и у нас уже сейчас на счёте находится около 50 млн рублей. Нашлось много и отдельных людей из различных организаций – как крупных (например, «Газпром», «ТНК-BP», банки крупные – «Альфа-банк», «Газпромбанк»), так и более мелких предприятий (это «Атомредметзолото»), которые уже внесли деньги на счёт. Мы на попечительском совете решили, что в первую очередь средства пойдут на предотвращение пожаров, уже закупили гусеничную технику, закупили две очень хорошие четырёхприводные машины, которые буквально по тайге, по сопкам могут ездить, и дальше будем. Уже, собственно, мы начали проектирование самого национального парка с последующим доступом туда людей – при соблюдении, конечно, соответствующих норм поведения, чтобы они могли любоваться и, если повезёт, увидеть и это красивое животное. Но вообще, там просто природа красивая, там сотня других представителей нашей фауны, там есть что посмотреть. И в конце я хочу сказать, что дальше готов этот проект в рамках Русского географического общества курировать: мне эти кошки знакомы по прошлой жизни, они красивые очень.
В.В.Путин: Как Вы думаете, как специалисты говорят, сможем мы восстановить популяцию?
С.Б.Иванов: Сможем, потому что сейчас уже такая уверенность появляется. Если несколько лет назад, когда я впервые сюда приехал, посмотрел, инфраструктура была просто убита, Владимир Владимирович (центральная усадьба была построена в 1932 году, покосившийся деревянный дом был), и никаких не было кордонов так называемых. Сейчас мы их строим – это специальные деревянные здания, для того чтобы инспекторы могли по периметру переночевать, помыться, отдохнуть… То сейчас последние данные фотоловушками и уже используемыми видеокамерами показывают прибавление леопардов, чего раньше не было. Мы заметили за последний год восемь новых котят. Кроме этого – я считаю, мне сегодня крупно повезло – молодую самочку очень «гуманитарно» усыпили на тропе, и я лично одел на неё ошейник ГЛОНАСС. Мы, во-первых, разработали эти ошейники (есть такой Вячеслав Владимирович, Вы, наверное, знаете его, он тиграми у нас занимается). Раньше мы на тигров вешали ошейники GPS, а сейчас уже с ГЛОНАСС. Дали имя этой молодой двухлетней самочке Славянка, потому что рядом, в Приморье, расположен посёлок городского типа Славянка, и потом, это исконно русское имя женского рода. Очень надеемся, что у неё тоже будет потомство. Сейчас прибор показывает, что она уже полностью отошла от наркоза и бегает по заповеднику.
В.В.Путин: Имени такого раньше не было, а теперь будет. Спасибо.
С.Б.Иванов: А учёный Рожнов, кстати, сказал, что теперь эти глонассовские ошейники можно использовать и на других животных – и на медведях, и на тиграх.
В.В.Путин: А мы же их уже начали применять.
Сергей Борисович, спасибо. Надеюсь, что Ваше кураторство и эта программа приведут к результатам. Главный результат – это увеличение популяции, сохранение этого вида, с тем чтобы люди могли любоваться ими в будущем.