Долговременное воздействие нефтяного загрязнения на южное стадо белухи (Delphinapterus leucas)

Долговременное воздействие нефтяного загрязнения на южное стадо белухи (Delphinapterus leucas)

25 Августа 2020

Статья опубликована в сборнике научных трудов, составленном по материалам X международной конференции «Морские млекопитающие Голарктики». Авторы: Андрианов В.В., Лебедев А.А., Неверова Н.В., Лисицына Т.Ю.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Южное локальное стадо (ЛС) белухи в летнее время обитает в юго-восточной части Онежского залива Белого моря (Чернецкий и др., 2002). Летом 2003 г. нами было начато исследование этого стада, а в сентябре в южной части Онежского залива произошёл аварийный разлив мазута (Андрианов и др., 2005). Результатом разлива нефтепродуктов (НП) стало загрязнение юго-восточной части Онежского залива, причём практически всей акватории обитания южного ЛС (Андрианов и др., 2009). В летние сезоны 2004–2006, 2011–2013, 2016–2018 гг. мы проводили исследования белух, обитающих в юго-восточной части Онежского залива, и параллельно вели наблюдения за уровнем загрязнения нефтяными углеводородами (УВ) различных участков акватории. Наблюдения за изменениями в поведении и распределении белух показали их явную связь с изменением уровня загрязнения в районе. Разлив НП оказал негативное воздействие на различных представителей трофической цепи, среди которых и те, которых нам удалось исследовать – беспозвоночные и рыбы (Андрианов и др., 2016). В совокупности загрязнение среды обитания и объектов питания белух со временем стало негативно сказываться на состоянии южного ЛС. На сегодняшний день уже накопилось достаточно материала о динамике загрязнения акватории и изменениях состояния стада белух для того, чтобы подвести некоторый итог долговременного воздействия загрязнения на южное стадо белухи.

 

Изучение белухи проводили в период июня-июля 2003–2006, 2011–2013, 2016–2018 гг. с использованием маршрутных (судовых) и стационарных наблюдений по стандартной методике непрерывно в светлое время суток с использованием биноклей БПЦ5 8х30М и YUKON 30х50, а также подзорной трубы (30х50). Фиксировали особенности распределения животных, численность и возрастной состав групп, степень привязанности белух к каким-либо акваториям, характер поведения животных, влияние на них погодных условий. Возраст белух оценивали по окраске: тёмные – детёныши (новорождённые и сеголетки), серые – неполовозрелые, белые – взрослые (Клейненберг, 1964, и др.; Ognetov, 1981). Группы разделяли на разновозрастные (взрослые с детёнышами) и самцовые (группы исключительно взрослых животных) (там же).

 

При обработке результатов стационарных наблюдений за каждый день строили диаграмму присутствия белух, отражающую численность и длительность присутствия в наблюдаемой акватории животных различных возрастных категорий. Обработанные таким образом материалы использовались для получения расчётных показателей, среди которых: коэффициент наблюдаемости (Kнаб), посещаемость (А, attendance) и средняя численность (Nср). С методикой расчёта этих показателей и построения диаграмм можно ознакомиться в нашей специальной работе (Андрианов, Лукин, 2017). Для оценки уровня загрязнения акватории южной части Онежского залива в июле 2005 г. по сетке станций были отобраны 20 проб воды из придонного горизонта и 22 пробы донных отложений. В период 2011–2013 гг. были выполнены полигонные съёмки в прибрежной акватории от м. Лиственный до м. Вейнаволок до изобаты 10 метров. 26 июня 2011 г. и 7, 12 июля 2012 г. было отобрано по 11 проб воды из придонного горизонта. В 2013 г. работы были проведены только на западном полигоне, где было отобрано 6 проб придонной воды.

 

В летний сезон 2016 г. в акватории у м. Глубокий в 250 м от берега выполнен отбор проб воды на 20 станциях в 4 этапа с интервалом ¼ полусуточного цикла для определения в них содержания углеводородов. А летом 2017 г. было взято 7 проб воды на ¼ суточной станции из придонного горизонта и 28 проб воды на 2-х полусуточных станциях с интервалом 1 ч из поверхностного горизонта. Летом 2018 г. был продолжен отбор проб воды на содержание УВ. Пробы воды отбирались с поверхностного горизонта, с берега в течение дня каждые 3 часа. Определение содержания углеводородов в пробах воды и донных отложениях проводилось в лабораторных условиях. Содержание УВ в пробах донных осадков и воды, отобранных на разовых станциях, определяли методом инфракрасной спектрометрии ‒ ИКС (Методика ..., 1995, 1998). Мазутно-песчаные агрегаты (МПА) были собраны в районе м. Глубокий при их обнаружении на осушке.

 

Для изучения состояния прибрежных популяций рыб в 2012, 2013, 2016–2018 гг. в районе м. Глубокий на различных прибрежных участках производился отлов рыб. Определялся видовой состав уловов. Для речной и морской камбалы проводился биоанализ, включающий размерно-весовые характеристики, определение пола и отбор отолитов для определения возраста в лабораторных условиях. Отбор проб тканей беспозвоночных для определения содержания массовой доли нефтяных УВ производился после их сбора с последующей доставкой в лабораторию в живом виде. Общие нефтепродукты в тканях гидробионтов определялись согласно НДИ 05.17-2009. В ходе опроса жителей д. Пурнема и д. Лямца, а также по сообщениям от сотрудников ГИМС МЧС и жителей г. Онеги, выяснилось, что в период 2009–2017 гг., в районе регистрировали гибель белух.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

 

Результаты маршрутных и стационарных наблюдений, проведённых в 2003–2006 гг., позволили выявить, что летом в юго-восточной части Онежского залива распределение белухи носит дискретный характер, но при этом белухи, обитающие в районе, составляют единое стадо. В этот период стадо насчитывало до 150 особей (130 белух мы наблюдали только в стадном скоплении в июле 2005 г.) и имело 6 участков репродукции с центральным участком в районе м. Глубокий (Андрианов и др., 2009). Каждый участок размножения южного ЛС – это прибрежная акватория протяжённостью 5–7 км, где обитала разновозрастная группировка белух численностью до 30 особей, состоящая из нескольких семей, каждая из которых имела свой прибрежный участок деторождения. Начиная с 2006 г., наметилась тенденция изменения пространственной структуры стада. Район деторождения у м. Глубокий становится по большей части ме-стом обитания взрослых белух без детёнышей (групп самцов). Участок в районе д. Лямцы практически перестал использоваться белухами как местообитание, на участках обитания отдельных группировок наблюдался отход белух от мелководий. Изменился характер и активность посещаемости белухами акватории у м. Глубокий, что отражает рисунок 2. До нефтяного загрязнения (2003 г.) и какое-то время после загрязнения (2005 г.) акватория у м. Глубокий являлась участком репродукции белух, где происходило деторождение и начальное воспитание новорождённых, хотя в 2005 г. на большей части акватории обитания стада содержание УВ в воде находилось на уровне 10–15 ПДК (Андрианов и др. 2016).

Отбор и анализ проб придонного слоя воды, выполненные нами летом 2011 г., показал снижение уровня концентрации углеводородов в воде по сравнению с 2005 г. в 2–3 раза. Стационарные наблюдения, проведённые в 2011 г. у м. Глубокий, показали, что посещаемость белухами этого района является высокой, оставаясь на уровне 2003, 2005 гг. Однако использовался он, подобно летнему сезону 2006 г., в большей мере взрослыми белухами без детёнышей (самцами). Это наглядно отражает снижение уровня посещаемости акватории самками с детёнышами сеголетками в 2011 г., равно как и в 2006 г., в сравнении с предыдущими годами (рис. 2). В 2012 г. акватория юго-восточной части Онежского залива в результате штормов в значительной мере очистилась от отложений мазута и содержание УВ в воде на большей части акватории снизилось до уровня ПДК. Белухи здесь стали заходить на мелководье. Кроме того, 2.07.2012 г. у самого мыса, на мелководье, мы наблюдали рождение белушонка. Это первое такое наблюдение после 2003 г. С этого дня самка с новорождённым стали подолгу держаться вблизи мыса, и посещаемость акватории наблюдений другими самками с детёнышами также увеличилась, что отражают два пика посещаемости акватории детёнышами, которые можно видеть на диаграмме посещаемости за этот период.

 

Изменения в использовании местообитания белухами имели целый ряд негативно сказавшихся на состоянии стада последствий. Белухи утратили ряд адаптивных навыков, что могло стать одной из причин повышения уровня смертности, о котором можно судить по результатам опросных сведений. За 4 года, начиная с 2009 г., отмечена гибель 2-х взрослых животных, 3-х детёнышей и одной неполовозрелой белухи, тогда как в предыдущие годы регистрации погибших белух в районе были большой редкостью. Другой причиной повышения смертности белух могло стать снижение уровня их кормовой базы. По результатам опросных сведений, состояние рыбных ресурсов в районе по таким видам, как сельдь, камбала, сиг и некоторым другим, в последние годы заметно ухудшилось.

 

Ещё одна возможная причина, которая могла вызвать повышение уровня смертности белух, – накопление в тканях их организмов УВ. По полученным нами в 2012–2013 гг. данным, содержание УВ в тканях гидробионтов, ото-бранных на литорали в районе м. Глубокий, в десятки раз превосходило содержание УВ в тканях гидробионтов из незагрязнённых районов, которое составляет 1–3 мг/кг сырой массы (Щекатурина,1992). Поскольку для белухи беспозвоночные, как и рыбы, являются кормовыми объектами, то естественно ожидать накопление УВ и в тканях белух.

 

В 2016–2018 гг. работы по мониторингу экологического состояния загрязнённого района были продолжены. Исследования показали, что в прибрежной зоне у м. Глубокий в различные периоды полусуточного приливо-отливного цикла преобладали чистые воды (Андрианов и др. 2017). В целом проведённые в 2012, 2013, 2016–2018 гг. исследования показали, что в летние сезоны этих лет УВ загрязнение исследуемой прибрежной акватории на большей её части постепенно снизилось до уровня ПДК. В связи с этим произошли перемены и в состоянии различных звеньев трофической цепи, в том числе и белухи.

 

Несколько более позитивная картина, чем прежде, наблюдалась с изменением состава популяций речной и полярной камбалы, о чем можно судить по возрастному составу выловленной камбалы. Так, если в 2012, 2013 гг. их состав со-стоял в основном из 3-х генераций возрастом 2–4 лет, то в 2017–2018 гг. возрастной состав расширился до 5–7 генераций, причём для обоих исследованных видов.

 

Стационарные наблюдения, проведённые в районе м. Глубокий в летние сезоны 2016, 2017 гг., показали, что в целом ухудшившееся состояние ЛС, обитающего в районе м. Глубокий, оставалось на уровне 2013 г., но наметились некоторые положительные перемены в поведении белух. Так, если посещаемость белухами акватории наблюдений оставалась на самом низком уровне (ниже была только в 2004 г., сразу после загрязнения), то характер этой посещаемости в сравнении с периодом 2011–2013 гг. изменился в положительную сторону. Белухи стали подходить ближе к берегу, что свидетельствует об определенном очищении прибрежной акватории от нефтепродуктов.

 

Кроме того, белухи вновь стали использовать цикличное приливно-отливное течение для поддержания локальности местообитания: по большей части, лёжа на воде и пассивно передвигаясь вдоль берега в обе стороны. Но имелись и негативные для популяции изменения в поведении белух: летом 2017 г. белухи стали оставлять своих детёнышей на попечение 1–2-х взрослых белух, а несколько раз детёныши появлялись вообще без взрослых. Это опасно для белушат в столь сложных гидрологических условиях, какие наблюдаются в юго-восточной части Онежского залива, и впоследствии этому нашлось подтверждение.

 

По-видимому, вынужденно оставляя своих детёнышей, самки уходили кормиться в удалённые от участков репродукции районы, что могло быть вызвано перераспределением в районе объектов питания и снижением их запасов. Опрос местных жителей д. Пурнема засвидетельствовал продолжающуюся гибель белух, начавшуюся с 2009 г. и к 2017 г. составившую 12 особей, включая 5 взрослых белух, 2 неполовозрелые белухи и 5 детёнышей.

 

В 2017 г. был найден погибший детёныш на берегу в районе с. Пурнема, где осушка достигает более километра. По-видимому, детёныш был оставлен взрослыми животными и в одиночку не смог вовремя покинуть мелководный район.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, долговременные негативные последствия для южного локального стада белух очевидны. В июне 2004 г., когда стадо пришло в район летнего обитания, загрязнение вод здесь было настолько высоким, что белухи покинули район репродукции. Но уже летом 2005 г. стадо численностью около 150 разновозрастных особей вновь появилось в районе, несмотря на 10–15-ти кратное превышение ПДК уровня содержания УВ в воде. И все остальные годы вплоть до 2017 г. стадо приходило в район своего летнего обитания. Но годы обитания в загрязнённом районе не прошли для белух бесследно. Негативное воздействие на них объективно начало проявляться с 2009 г., когда в районе стали регистрировать погибших белух, хотя на самом деле к будущему повышению смертности привели перемены, произошедшие со стадом ещё в 2006 г., такие как изменение пространственной структура стада и др., вызванные загрязнением.

 

К настоящему времени акватория района обитания белух существенно очистилась от нефтяных УВ, но белухи продолжают гибнуть. Однако помимо очищения вод есть и другие признаки постепенной стабилизации пострадавшей от загрязнения экосистемы: улучшение состояния популяций рыб и беспозвоночных, которые являются кормовыми объектами белух. Если тенденция улучшения состояния экосистемы сохранится, то следует ожидать стабилизации численности локального стада белух (возможно на новом уровне), и это произойдёт при возвращении уровня смертности белух к уровню, наблюдавшемуся до загрязнения, когда регистрация погибших белух была большой редкостью.

 

ВЫВОДЫ:

 

1. Разлив мазута в южной части Онежского залива привёл к серьёзным нарушениям прибрежной экосистемы юго-восточной части Онежского залива, где обитает южное локальное стадо белухи.2. Почти 10 лет после разлива уровень загрязнения вод акватории исследований превышал ПДК в несколько раз. В тканях гидробионтов накапливались нефтяные УВ, состав популяций речной и полярной камбалы, выловленной в акватории, состоял в основном из 3-х генераций возрастом 2–4 лет.3. В период с 2009 по 2017 г. в районе наблюдалась гибель белух и уменьшение численности приходящего сюда стада.4. В период исследований 2016–2018 гг. было выявлено, что акватория практически очистилась от УВ. В тканях гидробионтов содержание УВ также пришло в норму, улучшилось состояние популяций речной и полярной камбалы. В 2018 году гибели белух уже не наблюдалось.5. При проведении дальнейших исследований мы вправе ожидать восстановления численности южного локального стада белухи, что означало бы восстановление экологического равновесия прибрежной экосистемы юго-восточной части Онежского залива.

 

Список использованных источников

 

Андрианов В.В., Ненашев А.А., Белькович В.М., Лукин Л.Р. 2005. О последствиях нефтяного загрязнения акватории южной части Онежского залива Белого моря в 2003 году. Теория и практика комплексных исследований в интересах экономики и безопасности российского Севера. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Мурманск, 15–17 марта 2005 г. Апатиты: Изд. Кольского научного центра РАН: 13–14 

 

Андрианов В.В., Белькович В.М., Лукин Л.Р. 2009. Распределение белухи (Delphinapterus leucas) в Онежском заливе Белого моря в летний период. Океанология, 49(1) 79–89

 

Андрианов В.В., Лебедев А.А., Неверова Н.В., Лукин Л.Р., Воробьева Т.Я., Собко Е.И., Кобелев Е.А.,Лисицына Т.Ю., Самохина Л.А., Климов С.И. 2016. Долговременные последствия аварийного разлива нефтепродуктов в южной части Онежского залива Белого моря. Биология моря, 42(3): 169–178 

 

Андрианов В.В., Лукин Л.Р. 2017. Опыт численной формализации материалов наблюдений за южным локальным стадом Беломорский белухи (Delphinapterus leucas). Экология No4. С.315–318 

 

Андрианов В.В., Неверова Н.В., Лебедев А.А., Климов С.И., ВоробьеваТ.Я. 2017. Современное экологическое состояние юго-восточной части Онежского залива Белого моря после аварийного разлива мазута (01.09.2003 г.). Современные проблемы науки и образования.

 

Клейненберг С.Е., Яблоков А.В., Белькович В.М., Тарасевич М.Н. 1964. Белуха. Опыт монографического исследования вида, М.: Наука, 455 с.

 

Методика выполнения измерений массовой концентрации нефтепродуктов в природных и сточных водах методом ИКС: ПНД Ф 14.1:2.5-95 М.: ФГУП “СтандартИнформ”. 1995. 9 с.

 

Методика выполнения измерений массовой доли нефтепродуктов в почвах и донных отложениях методом ИК-спектрометрии: ПНД Ф 16.1:2.2.22-98. М.: ФГУП “СтандартИнформ”. 1998. 21 с.

 

Чернецкий А.Д., Белькович В.М., Краснова В.В. 2002. Новые данные о структуре популяции белухи в Белом море. Морские млекопитающие Голарктики. Тез. докл. второй международной конференции. Байкал, Россия, 10–15 сентября 2002 г. М.: «Издательский дом»: 279–282

 

Щекатурина Т.А. 1992.Углеводы автохтонного и аллохтонного происхождения и их преобразование в морских организмах: Афтореф. дис. д-ра хим. наук. Ростов-на Дону: Гидрохим. ин-т, 34 с.