26 февраля в Государственном Дарвиновском музее в рамках выставки «Наши соседи – моржи, тюлени, белые медведи» состоялась лекция кандидата биологических наук, научного сотрудника Института океанологии им. П.П.Ширшова РАН, члена Совета по морским млекопитающим, участника более 20 полевых экспедиций по изучению белух Антона Чернецкого «О чём поведал белый кит?».
Во вводной части лекции, прежде чем перейти к рассказу о белых китах и исследованиях белухи российскими биологами на Белом море, Антон Чернецкий рассказал об особенностях китообразных в целом, заострив внимание аудитории на уникальных когнитивных способностях, удивительно быстрой обучаемости представителей данного отряда. «Вкратце, в кавычках, – они очень умные», – пояснил учёный для самых юных слушателей.
В основной же части лекции биолога и путешественника речь шла о наиболее интересных для учёных аспектах жизни белух Белого моря: о «языке белух» – специфических сигнальных системах, расшифровать которые пытаются исследователи со всех уголков света; о местах скоплений белых китов в прибрежных зонах Соловецких островов и возможных причинах образования подобных скоплений; о сезонных миграциях белых китов и изменениях миграционных маршрутов; о лучших методах изучения белух в естественной среде – подводной съёмке и аудиозаписи; о том, наконец, как меняются, взрослея, детёныши белых китов (почему детёныши белух рождаются чёрными, а с возрастом постепенно светлеют и приобретают безопасный светлый окрас, – неразрешимая пока что для учёных загадка природы).
В ходе лекции Антон Чернецкий продемонстрировал фотографии белух из различных экспедиций, снимки скоплений белух в Белом море с самолёта, а также короткий документальный фильм о работе биологов у мыса Белужий на Соловецких островах.
Свой рассказ биолог завершил демонстрацией подводной аудиозаписи белушьих «разговоров», сопровождаемой детально визуализированным графиком звуковых волн. По словам Антона Чернецкого, возможность оперативно выполнить визуализацию звука с помощью общедоступных сегодня технологий – важный шаг на пути к ответу на вопрос, вынесенный в заглавие его лекции.