Наблюдение за белухами в реках Хайрюзова, Белоголовая и Морошечная

Наблюдение за белухами в реках Хайрюзова, Белоголовая и Морошечная

8 Июля 2013

Наблюдения за особенностями распределения белух  в реках Хайрюзова, Белоголовая и Морошечная в западной Камчатке проводились в летний период 2010-2011 гг.

 

В июне-июле 2010 г. в рамках Программы по изучению распространения и миграций белух  в прибрежных водах России было проведено пилотное исследование западного побережья Камчатки, которое показало, что в летнее время эстуарий рек Хайрюзова и Белоголовая является оптимальным районом для организации стационарных наблюдений за белухами. В августе 2010 г. было осуществлено первое исследование данной акватории, а летом 2011 г. были также получены сведения о белухах, заходящих в реку Морошечная, расположенную в 40 км к югу от эстуария рек Хайрюзова и Белоголовая. Здесь мы обсуждаем некоторые особенности использования белухами акватории вышеперечисленных рек.

 

Наблюдения проводились в период с 30 июля по 31 августа 2010 г. в общем эстуарии рек Хайрюзова и Белоголовая, а также в период с 17 августа по 13 сентября 2011 г. в нижнем течении реки Морошечная. Эстуарии рек образованы несколькими протоками и литоралью, обсыхающей во время отливов. Средние глубины основных проток составляют от 2 до 6 м. Приливы неправильные полусуточные, высота приливов достигает 5 м. Наблюдения проводились из нескольких береговых пунктов, а также с лодки, с использованием стандартных для исследований китообразных методов.

 

Согласно полученным данным, основную долю активности заходящих в реки белух составляет поведение, направленное на поиск и поимку рыбы. Социальные формы активности отмечаются крайне редко. Основная масса белух заходит в реки с приливом. Большая часть животных остается кормиться в наиболее широкой части реки – в устье, где мы наблюдали до 250 особей в р. Хайрюзова и р. Белоголовая и до 111 особей в р. Морошечная. В устьях рек белухи распределяются по обширной акватории, предпочитая наиболее глубокие его участки, проходимые как в прилив, так и в отлив. С отливом большая часть животных возвращается в море. Интересно отметить, что белухам не всегда удается вовремя покинуть мелководную часть акватории: в 2010 г. в отлив три белухи были найдены рыбаками полуобсохшие на обмелевшем участке р. Хайрюзова. С приливом они благополучно покинули устье.

 

Зайдя в реку, часть животных не останавливается в устье, а поднимается выше по течению. Здесь белухи задерживаются в некоторых определенных, но при этом немногочисленных местах. Примером подобных мест является акватория у «Баржи» на р. Хайрюзова и «Бухта» на р. Морошечная (Рис.). У «Баржи» мы регулярно наблюдали до 23 белух, а в «Бухте» – до 33 особей. У «Баржи» и в «Бухте» белухи присутствовали постоянно независимо от уровня и хода воды: здесь мы наблюдали животных как в прилив, так и по самой низкой воде. Значительная часть белух была представлена молодыми особями и самками с детенышами: 17,5% встреченных у «Баржи» белух составляли молодые серые белухи возрастом до 3-4 лет, а 5,9% – темно-серые детеныши возрастом до года; в «Бухте» 12,2% особей были представлены молодыми белухами, 4,6% – детенышами. Активное преследование рыбы преобладало над перемещением, отдыхом и социальными формами поведения и занимало 51,3% бюджета времени белух у «Баржи» и в 56,5% – в «Бухте». Часть животных, согласно фотоидентификации, посещали эти районы регулярно: 88% идентифицированных у «Баржи» и 28% идентифицированных в «Бухте» белух были встречены более одного раза. Наконец, для охотящихся на лосося в районе «Баржи» и «Бухты» белух была характерна относительно высокая акустическая активность.

 

Полученные данные поставили перед нами вопрос о том, какими же особенностями могут отличаться предпочитаемые белухами участки акватории? Известно, что в бассейне рек Хайрюзова, Белоголовая и Морошечная нерестится большое количество проходных и полупроходных видов рыб: корюшка, кижуч, горбуша, нерка, чавыча, микижа, мальма, кунджа  и др. У большинства анадромных видов рыб динамика миграций относительно схожа. Подойдя к реке, рыбы скапливаются в зоне опреснения перед устьем. Когда их количество достигнет некоторой критической величины, сформированный косяк с приливом преодолевает устье и начинает двигаться плотными стаями вдоль берегов реки вверх по течению. Одним из ключевых факторов, определяющих траекторию движение стай, является течение, несущее химические маркеры, по которым лососи узнают свои нерестилища. Таким образом, участки русла, где основной фарватер реки, несущий большую часть воды, сужается, будет служить своеобразными воротами, в которых задерживается поднимающаяся вверх по течению рыба. Как следствие, количество рыбы в подобных местах выше, чем на других участках русла. По этой причине предпочитаемые белухами участки акватории могут быть связаны с излучинами реки, где фарватер сужается и подходит близко берегу. Участок р. Хайрюзова в районе «Баржи», как и «Бухта» на р. Морошечная, как раз представляет собой такую излучину реки, расположенную в нескольких километрах выше устья. Здесь фарватер реки сильно сужается и вплотную прилегает к одному из берегов. Всю оставшуюся протяженность створа реки занимает обширная мель, обсыхающая во время отлива. По нашим наблюдениям, на таких участках во время массового хода лососей рыба скапливается под берегом, что привлекает сюда белух.

 

Мы полагаем, что некоторые белухи могут осваивать подобные «Барже» и «Бухте» удобные и богатые рыбой участки акватории и оставаться там на период активного хода лососей, а также, возможно, для обучения охоте молодых животных, в то время как остальные животные нигде не задерживаются и покидают реки с отливом. В этой связи особый интерес представляют исследования гидрологических характеристик подобных участков, их количества на разных реках западной Камчатки, постоянства и продолжительности использования белухами в летний период, а также роли этих районов в успешном нагуле самок с детенышами и молодых животных.

 

Необходимо отметить, что белухи, заходящие в реки Хайрюзова, Белоголовая и Морошечная, отличаются крайней осторожностью и не подпускают лодки ближе, чем на 10-30 м. По-видимому, это связано с присутствием значительного количества рыбаков на акватории. Возможно также, что рыбаки применяют огнестрельное оружие для отпугивания белух от неводов в местах скопления рыбы – на это указывают обнаруженные нами на некоторых особях шрамы. Тем не менее, все предпочитаемые белухами места кормления расположены в судоходных районах рек.

 

Исследования проводятся в рамках Постоянно действующей экспедицией РАН по изучению животных Красной книги Российской Федерации и других особо важных животных фауны России при поддержке Русского географического общества. Авторы выражают искреннюю признательность участникам программы «Белуха – Белый кит»: Долгову Д.Б., Дорофееву Д.С., Иванову Д.И., Кошелю В.Е., Мамаевой И.В., Майстренко П.А., Удовику Д.А., Чащиной Е.К. и Шевелеву А.И. за помощь в организации исследования, сборе и обработке материала.

 

 

1. Камчатский филиал Тихоокеанского института географии ДВО РАН, Петропавловск-Камчатский, Россия

 

2. Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, Москва, Россия

 

3. Кроноцкий природный государственный биосферный заповедник, Елизово, Россия

 

 

Шулежко Т.С.(1), Тарасян К.К.(2) Казанский Ф.В.(3), Глазов Д.М.(2), Рожнов В.В.(2)