Исследования звукового общения белух проводятся в Институте океанологии уже более 30 лет. Научный сотрудник Института океанологии Елена Панова рассказала об этапах работы по изучению акустической коммуникации этих животных.
Базовым этапом работы является описание вокального репертуара различных популяций белухи на Европейском Севере и Дальнем Востоке. Учёные описывают сигналы, измеряют физические параметры, составляют каталоги звуков.
Следующий этап – исследование функции сигналов, то есть что они означают и для чего служат. Это сложная работа, так как поведение животных в природе сложно интерпретируемо (учёные видят только спины на поверхности, и то часто вдалеке), и невозможно точно сказать, кто что делает. Также невозможно точно узнать, кто именно кричит и к кому это обращено, ведь на гидрофон (подводный микрофон) приходит много звуков от группы животных часто численностью в несколько десятков особей. Поэтому на данный момент можно говорить только об общих закономерностях использования звуков: какие служат для поддержания контакта на большом расстоянии, какие – ближнедистантные, какие – предположительно индивидуально-опознавательные. Ну и, конечно, есть сигналы эхолокационные, служащие для «звуковидения», когда дельфин использует эхо собственного сигнала для получения информации об окружающих объектах.
Следующее направление – сравнение звуков белух из разных популяций. Каталоги сигналов у разных популяций отличаются, что связано, по-видимому, с длительной изолированностью популяций друг от друга.
Известно, что акустический канал у китообразных является ведущим, тогда как зрение уходит на второй план, ведь под водой из-за мутности увидеть что-то на дальнем расстоянии очень сложно. Вокальный репертуар белухи включает несколько десятков разнообразных типов звуков.
Но как белухи учатся «говорить»? Дана ли эта способность им при рождении или же они, как люди, начинают говорить в определённом возрасте? Оказывается, у многих китообразных сигнал не врождённый, а выучивается ими в раннем детстве – в возрасте от нескольких месяцев до года. Учат белушат ближайшие родственники, в основном матери. Вообще у китообразных (белухи, афалины, косатки) очень развиты способности к звуковому подражанию, причём не только сигналам своих сородичей, но и совсем чужеродным звукам, например, свистку тренера.